Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Умная арена в Амстердаме теперь накапливает энергию

«Амстердам Арена» (точнее, уже «Йохан Кройфф Арена») давно утвердилась в статусе одного из самых прогрессивных стадионов Европы: еще в 1996 году она первой получила закрывающуюся крышу и превратилась в максимально гибкий многофункциональный комплекс. На арене регулярно проводятся крупнейшие концерты Амстердама: там выступали Селин Дион, Мадонна, Майкл Джексон, Дэвид Боуи, AC/DC, One Direction, The Rolling Stones, Бейонсе, Рианна и другие. Там же базируется яркий фестиваль электронной музыки Sensation.

Чтобы и дальше притягивать мегасобытия, «Йохан Кройфф Арена» постоянно меняется. По словам генерального директора Хена Маркеринка, за первые 20 лет существования стадиона в развитие было вложено около 50 миллионов евро. Появлялись новые конференц-залы, увеличивалось количество эскалаторов и лифтов, проводили сеть Wi-Fi и 4G (а сейчас тестируют 5G), но самые масштабные изменения внедряются сейчас. С 2015 года действует пятилетняя программа обновления арены к Евро-2020.

В первую очередь изменится фасад: из вогнутого его сделают объемным, что увеличит площадь подтрибунных помещений. «Мы хотим дать болельщикам гораздо больше места на первом и втором кольцах подтрибунных помещений. Еще надо подтянуть качество и количество туалетов, точек питания и продажи различных товаров. Болельщики должны чувствовать себя комфортно, поэтому нужны новые площади», – говорит Маркеринк.

Естественно, при тотальном обновлении не могло обойтись без подсветки ArenaVision от Philips, которая отлично зарекомендовала себя на других стадионах – в частности, «Лиона» и «Бетиса» и на олимпийских объектах в Южной Корее.

***

Главное изменение – теперь на крыше стадиона размещены 4200 солнечных панелей, которые накапливают электрическую энергию. Проект был запущен еще в 2016 году, когда «Амстердам Арена», Nissan и мировой лидер в области управления энергией Eaton договорились о сотрудничестве. Целью совместной работы было создание системы резервного питания прямо на стадионе. Амбициозную инициативу поддержали в Амстердамском фонде климата и энергии.

В июле этого года систему оборудовали окончательно, теперь цепочка, в которую входят 280 аккумуляторов Nissan, 4200 солнечных панелей и ветрогенераторы, накапливает столько энергии, что ее хватит, чтобы в течение часа обеспечивать электричеством до 7 тысяч домов.

«Мы рассматриваем это хранилище энергии как запасной источник питания, который особенно важен во время вечерних международных игр и концертов – чтобы снижать нагрузку на общественные сети. Теперь нам не нужно использовать дизельные генераторы. В будущем мы хотим объединить вокруг стадиона новую интеллектуальную энергетическую сеть, чтобы поставлять электричество другим зданиям в нашем районе», – объяснил Хенк ван Раан, директор по инновациям стадиона.

***

«Наша цель – стать самым инновационным стадионом мира к 2020 году. Наш подход разрывает все шаблоны рынка: мы сосредоточились не на расширении стадиона (что считается нормой), а на инновациях», – говорит ван Раан.

Одна из первых задач – сохранение идеального качества газона. Закрывающаяся крыша создавала постоянную тень над отдельными участками поля, а это негативно влияло на состояние травы. Из-за этого внедрили систему постоянного контроля состояния газона с помощью датчиков и ИК-излучения. Агрономы в любой момент могут обновить данные и выбрать действие в зависимости от условий: отрегулировать положение крыши, увеличить интенсивность полива или освещения, повысить объем удобрений.

У «Йохан Кройфф Арены» есть договор о сотрудничестве с мэрией Амстердама, которая хочет, чтобы некоторые инновации стадиона распространялись на весь район (а в дальнейшем – и на весь Амстердам). «От умного стадиона – к умному городу», – таким был неофициальный девиз сотрудничества. Так на базе арены появился Инновационный центр, в который вошли Huawei, KPN Telecom, Amsterdam Smart City, Microsoft, KPMG, Philips Lighting и Нидерландский научно-исследовательский институт.

В 2016 году там прошел первый хакатон для молодых ученых, программистов и дизайнеров. Всем партнерам программы было предложено опробовать любые инновации непосредственно на арене. Компания Geodan тестировала отображение трафика на концерте Rolling Stones.

Особенно внимательно стадион относится к проблемам окружающей среды – например, дождевую воду собирают и используют для полива газона.

«Нашу работу можно разделить на несколько направлений. Первое – безопасность. Второе – повышение мобильности и использование современных технологий для навигации. Третье – удобство для пользователей смартфонов, поиск лучших решений для второго экрана. Четвертое – контроль происходящего на арене. Наш стадион – как современный автомобиль, сам подсказывает, если нужно что-то поменять или отрегулировать», – убежден Маркеринк.