Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Как спасти крупный турнир, если в городе не хватает отелей: опыт Airbnb

Успешный кейс с Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

К Олимпиаде-2016 жители Рио-де-Жанейро относились как минимум неоднозначно: политическая и экономическая ситуация в стране не очень располагала к масштабным тратам, народ протестовал, но Игры, естественно, все равно провели. В итоге в выигрыше неожиданно оказались жители Рио, которые незадолго до Олимпиады не ходили на митинги, а готовили свои квартиры к приему олимпийских болельщиков через сервис съема жилья Airbnb.

Совместный проект Рио-2016 и Airbnb заметно помог оргкомитету, потому что в Рио-де-Жанейро не хватало мест для проживания гостей. Фактически Airbnb во время Олимпиады не конкурировал с классическими гостиницами, а изначально был одним из основных вариантов для туристов.

– В начале подготовки к Олимпиаде у нас было всего 20 000 номеров от 3 до 5 звезд, в которых мы могли разместить олимпийскую семью: членов МОК, спонсоров, представителей национальных олимпийских комитетов, судей соревнований, вещателей, прессу и другой персонал. Хотя требовалось в два раза больше мест для проживания, – пояснил в интервью Sport Connect коммерческий директор Рио-2016 Ренато Сиучини. – Сразу после получения права на Олимпиаду руководство Рио-де-Жанейро установило налоговые льготы для гостиничного бизнеса, и это помогло построить почти 80 отелей, как раз удвоить количество номеров. Однако мест для обычных зрителей по-прежнему не было.

Применять вторую волну налоговых льгот для строительства отелей не захотели: это вызвало бы дополнительное недовольство жителей, к тому же после Олимпиады гостиницы наверняка остались бы пустыми. Вариант с круизными судами оказался невыгодным: около 70 миллионов долларов за аренду одного судна на 27 дней (17 дней Игр плюс 10 дней на дорогу из Майами и обратно) – слишком много. Одна из двух тысяч комнат стоила бы в районе 2 000 долларов.

Так в Рио пришли к сервисам краткосрочной аренды жилья: оргкомитет разослал коммерческие предложения всем заметным игрокам на бразильском рынке, а самые привлекательные условия оказались именно у мирового гиганта отрасли Airbnb.

Сервис предложил гостям Рио более 20 000 домов, причем не только в центре, но и в других районах города, где располагались олимпийские объекты.

Как Airbnb привлекал жителей Рио к сдаче жилья, а гостей – к аренде через свой сервис?

В продвижении среди местных жителей Airbnb делал акцент на возможности дополнительно заработать за счет сдачи собственного жилья.

Кроме того, сервис провел две яркие маркетинговые акции, связанные со спортивными объектами. В 2015-м главным призом конкурса Airbnb стали сутки проживания на стадионе «Маракана» накануне матча «Флуминенсе» – «Фламенго», стадион сдавал известный бразильский футболист Ренато Гаушо. А накануне Игр-2016 уникальная спальня от Airbnb появилась на Олимпийской арене: ее панорамные окна выходили прямо на площадку для соревнований по спортивной гимнастике.

Для того чтобы возможность бронирования через Airbnb была видна гостям, оказалось достаточно статуса официального партнера Олимпиады: сервис был подключен к платформе для покупки билетов. Будущие посетители олимпийских объектов сразу же могли забронировать и проживание.

Финансовые итоги

Airbnb спас билетную программу Олимпиады

В Рио 6 миллионов билетов были проданы за 393 миллиарда долларов. Количество реализованных билетов буквально на полмиллиона меньше, чем официальное число жителей города.

– Мы бы не продали такое количество билетов только жителям Рио, поэтому появление мест для приезжих очень помогло, – подтвердил Ренато Сиучини. – Партнерство с Airbnb совершенно точно помогло сэкономить деньги оргкомитета и снизить расходы государства на налоговые льготы, а также создало бизнес-возможности для жителей Рио. Конечно, при подготовке любого большого события появляются люди, которые против. Но чем больше ты делаешь для того, чтобы сами местные жители могли на событии заработать, тем сильнее поддержка и доверие.

Значительно увеличилась узнаваемость Airbnb среди бразильцев

В Airbnb тоже остались довольны сотрудничеством: за три недели со 2 по 23 августа сервисом воспользовались более 85 000 гостей со всего мира. Представитель компании в разговоре со Sport Connect подчеркнул, что олимпийский проект значительно увеличил узнаваемость и масштаб использования сервиса внутри страны: к концу первого полугодия 2017-го на Airbnb есть выбор из 45 000 домов в Рио.

Кроме того, количество бронирований от бразильцев во время Олимпиады (50%) было значительно выше, чем на чемпионате мира по футболу-2014 (6%). Однако здесь может сказываться еще и тот факт, что ЧМ-2014 принимали 12 бразильских городов – соответственно, местные жители в целом не так активно перемещались по стране. На Олимпиаду, например, активно ехали жители Сан-Паулу – главного финансового центра Латинской Америки. Во время ЧМ-2014 там на 61-тысячной «Арене Коринтианс» сыграли один из полуфиналов.

Бразильцы заработали 30 миллионов

Жители Рио за время Олимпиады заработали в общей сложности около 30 миллионов долларов, а оборот, сгенерированный Airbnb, составил приблизительно 100 миллионов. Это рекорд. Например, оборот Airbnb в Рио-де-Жанейро за весь 2015 год составил 160 миллионов долларов.

Согласно отчету компании, 72% процента гостей поставили арендодателям пять звезд. Средняя цена за одну ночь проживания одного человека не поднималась выше 55 долларов даже в последние дни перед Олимпиадой, и это добавило привлекательности сервису для тех, кто принимал решение о поездке в Рио в последний момент.

Будет ли Airbnb работать на Олимпиаде-2018 и чемпионате мира в России?

Будет, компания уже начала готовить эти проекты. В январе 2017-го Airbnb подписал соглашение с южнокорейской провинцией Канвондо – в ней находится город Пхенчхан, хозяин следующей Олимпиады. Провинция столкнулась с проблемой, похожей на случай Рио: жилья для всех гостей Игр не хватает.

Еще любопытнее ситуация в Японии, которая примет летнюю Олимпиаду-2020. Airbnb ранее работал в этой стране в серой зоне: до недавнего времени японское правительство не позволяло жителям сдавать жилье на короткий срок. Однако 9 июня 2017 года парламент Японии подписал закон, по которому частные собственники могут принимать гостей за плату. Единственное ограничение – сдавать в аренду свою жилплощадь можно не более 180 дней в году, вдобавок придется зарегистрироваться в органах местного управления. Кстати, это не самые жесткие условия для сервисов формата Airbnb: в Лондоне жилье можно сдавать только 90 дней в год, а в Амстердаме – 60 дней.

Airbnb подчеркивает, что по-особенному относится к крупным событиям с большим количеством гостей еще и потому, что сама компания была основана в похожих обстоятельствах: создатели Airbnb в 2007-м приняли в своих домах участников масштабной конференции дизайнеров в Сан-Франциско.

Первый шаг к работе на чемпионате мира в России Airbnb сделал 1 июня 2017-го: компания подписала меморандум о намерениях с Ростуризмом, теперь у сервиса есть официальное право разрабатывать внутрироссийский проект, который будет по примеру Рио-2016 ориентирован и на доступность предложения, и на возможность заработка для жителей 11 городов ЧМ-2018.

Автор: Андрей Васильев

рубрика
Кейсы