Логотип Логотип Логотип Логотип
Кейсы

Вертикальные трансляции для смартфонов – это не будущее. Они уже здесь, НБА и Бундеслига попробовали

9:16 вместо 16:9. 

Бундеслига: плюс 5 камер, отдельный продакшн, сразу Ultra HD

В начале декабря Бундеслига, которая все активнее работает с новыми технологиями и не боится экспериментов, показала матч «Вольфсбург» – «Вердер» в вертикальной верстке. Долго объяснять причину появления такого формата трансляции, наверное, не нужно.

«Мы видим, что в соцсетях на мобильных устройствах вертикальные видео воспринимают лучше, чем горизонтальные, – сказал исполнительный вице-президент лиги по диджитал-инновациям Андреас Хейден. – На основе теста в Вольфсбурге мы будем развивать этот формат дальше».

Для тестовой вертикальной трансляции использовали пять камер, которые установили в разных точках стадиона (обычно на матчах работают 19 камер, а тут было 24). То есть Бундеслига не кадрировала стандартное изображение (основной сигнал вообще не использовали), а занялась отдельным продакшном.

Несмотря на экспериментальный статус проекта, качество сразу выкрутили к верхней планке и показывали игру в Ultra HD. Снимали, конечно, не на телефоны, а на камеры Sony. Угол в аппаратной тоже оборудовали отдельно – с вертикальными мониторами.

Для вертикальной картинки обрезанных по краям кадров из телевизионной трансляции недостаточно: операторы работают иначе, из-за этого в повторах мяч часто выпадает из кадра (или его нужно отдельно ловить – добавлять к реальному движению камеры монтажное), моменты не всегда выглядят естественно.

«Одна из главных сложностей вертикальной трансляции – держать мяч в центре кадра, это особенно непривычно для операторов, привыкших работать в другом формате. В тестовом режиме они справились отлично», – отметил Андреас Хейден.

Пока Бундеслига не обещает общедоступных вертикальных эфиров (эксперимент проводился для внутреннего понимания). Лиге еще придется дополнительно разбираться с медиаправами или отдавать формат действующему вещателю, чтобы не тормозить и реализовать идею по ходу текущего контракта (до конца сезона-2020/21 игры показывают Sky Deutschland и DAZN). 

Тренд очевиден: создатели контента стремятся подстроить продукт под среду, находится большая аудитория. Бундеслига хочет дать зрителям выбор, ее идеальный план – возможность переключаться между эфиром в 16:9 и в 9:16.

НБА: постоянное укрупнение, опыт Mobile View, синхронизация фидов

За полтора года до Бундеслиги с вертикальными трансляциями экспериментировала НБА: там тестовыми были матчи Летней лиги.

«75% аудитории используют приложения для смартфонов, связанные со спортом, в вертикальном формате. Поэтому мы поняли, что вертикальное видео может помогать нам заинтересовывать аудиторию и оставлять ее с нами», – объяснял вице-президент НБА по медиа-операциям и технологическому развитию Стив Хельмут.

НБА опиралась не только на общие исследования, но и на собственную базу данных. Лига говорила, что на ее площадках пользователи смартфонов все чаще не переворачивают экран, а смотрят видео в миниатюре. Почему так – сомнения человека, что он будет смотреть видео долго, просто лень или что-то еще – не так уж важно.

(Любопытно, что некоторые стриминговые сервисы принудительно разворачивают трансляцию на полный экран и заставляют повернуть устройство. Например, именно так устроено приложение Okko: трансляцию АПЛ невозможно посмотреть иначе, как в развернутом горизонтальном виде).

Учитывать мнение тех, кто предпочитает смартфон для просмотра, а не просто использует его как запасной вариант на случай, когда рядом нет экрана побольше, действительно пора. По данным Google (они свежие, из исследования 2019 года), уже 30% спортивной аудитории выбирают смартфоны. В то же время 80% опрошенных отметили, что как минимум периодически используют одновременно несколько экранов, чтобы следить за разными событиями в прямом эфире.

Летнюю лигу НБА воспринимает как площадку для развития во всех смыслах: речь не только про игроков, но и про медиа. «Уже несколько лет Летняя лига – не просто баскетбольный инкубатор, теперь она способствует росту в плане контента и технологий, – поясняет броадкаст-директор НБА Пол Бенедикт. – Мы хотим тестировать новинки открыто, а на выставочных играх нам проще экспериментировать».

Тогда НБА вертикально показала две игры («Юта» – «Майами» и «Сакраменто» – «Мемфис»), фиды были доступны в NBA League Pass и в китайском стриминговом сервисе Tencent Video. Рядом с традиционными видео, которые заполняют лишь около 40% экрана, если его не переворачивать, разместили тестовые эфиры. Операторам нарисовали ограничители, чтобы они сразу видели, какая часть кадра попадет в формат 9:16, мониторы в аппаратной тоже расчертили соответствующим образом.

Режиссеры и кураторы проекта обнаружили несколько отличий в процессе съемок. 

Во-первых, они постоянно укрупняли ключевые игровые моменты, чтобы зритель лучше видел детали. Здесь помогал опыт NBA Mobile View – специальной версии трансляций в League Pass, где используют зум для комфортного просмотра с телефона. С 2016-го на каждой игре работает дополнительная камера для общего плана, а также двое сотрудников: оператор и продюсер мобильной трансляции, который комбинирует кадры с этой камеры и остальных, использующихся в традиционной трансляции.

Во-вторых, в вертикальной трансляции очень активно использовали паука, стационарные камеры у площадки, ручные за кольцами, а также камеры, установленные на щитах – трансляцию 9:16 сознательно делали более динамичной, кадр наполняли крупными планами. 

В-третьих, ESPN (партнер-производитель в этом проекте) запросил у поставщика графики (компании Vizrt) адаптированный пакет: например, плашку со счетом разместили в самом низу кадра на всю ширину экрана.

По словам Стива Хельмута, операторы и режиссеры концентрировались на том, чтобы мяч всегда был в центре кадра. При этом ритм трансляции старались синхронизировать с традиционным вариантом: если в обычном фиде – повторы какого-то момента, его же повторяли и в вертикальном варианте.

По итогам эксперимента Хельмут подчеркнул еще одну, уже не самую очевидную деталь: вертикальные трансляции дают SMM-команде лиги гораздо больше изначально удобного контента, который можно постить без дополнительной обработки. Это классный индикатор системности в работе медиа-департамента НБА.

***

Перевод традиционных эфиров в вертикальный формат – с одной стороны, очевидное и логичное направление, с другой – сложный процесс, поэтому никто не бросается в него слишком резко, уже несколько лет лиги и медиакомпании продолжают аккуратные эксперименты (например, ESPN еще в ноябре 2017-го запустил Снэпчат-версию флагманского новостного шоу SportsCenter – она выходит дважды в день и снимается отдельно).

Да, такие изменения всегда долгие и дорогие. Тем не менее те, кто внимательно планирует будущие шаги и экспериментирует, уже сейчас занимают поул-позиции в будущей гонке. Для них теперь главное – вовремя оттолкнуться от нынешних наработок и масштабно стартовать в новом направлении.

Автор: Андрей Васильев